zloy_odessit (zloy_odessit) wrote,
zloy_odessit
zloy_odessit

Category:

Экономическая война Беларуси с Украиной в формате “назло маме отморожу уши”

Одной из главных тем сегодняшнего дня стало намерение Беларуси приостановить поставки в Украину бензина А-95. Такой демарш Минска можно расценивать, как попытку показать зубы, в ответ на поддержку Киевом принятых мер ЕС в отношении прекращения авиасообщения с республикой. Более того, ряд экспертов уже прогнозируют экономическую войну со стороны Беларуси по отношению практически ко всем “недружелюбным” странам, с которыми республика находится в торговых отношениях. В том числе и с Украиной.

Возможно, финт с бензином А-95 представляет собой первый, пробный выстрел Минска по Украине в рамках этой экономической войны, но вот ведь вопрос, кому от неё будет хуже? Давайте разберёмся!

Если уже мы уже начали, говорит о бензине, то хотелось бы отметить, что Украина является одним из основных покупателей этой марки топлива у Беларуси. И если для Украины отказ Минска поставлять А-95-й это сложности с поиском нового поставщика, то для самой РБ это многомиллионные потери её экономики. Но, об этом более детально немного позже.

Напомню, что Украина, в экономическом разрезе Беларуси, пожалуй, единственная страна с которой у республики очень положительное сальдо. То есть, Беларусь в Украину продаёт больше, чем покупает и даже более того – для РБ Украина является вторым после России партнёром. Кстати, стоит упомянуть, что с Россией у Беларуси сальдо – отрицательное.

В 2020 году товарооборот между Украиной и Беларусью составил $4,5 млрд, из которых экспорт беларуских товаров в Украину составил $3,1 млрд, а импорт украинских товаров — $1,4 млрд. В основном Беларусь экспортирует нефтепродукты, удобрения минеральные смешанные, кокс и битум, газы нефтяные и углеводороды газообразные, тракторы и седельные тягачи, автомобили грузовые, удобрения калийные, плиты ДВП, удобрения азотные, шины. Украина поставляла в Беларусь сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, вагоны грузовые железнодорожные или трамвайные, части подвижного состава, прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный, тару пластмассовую, тару из бумаги и картона, лекарственные средства.

С недавних пор к экспортному потенциалу Беларуси добавилась и электроэнергия - после запуска БелАЭС. Но в данном контексте это не столько нужда Украины в беларуской электроэнергии, сколько коммерческий интерес.

Дело в том, что Украина годами была чистым экспортёром электроэнергии. Например, в 2019 году Украина экспортировала 6 млрд 469,3 млн кВт-ч электроэнергии, при импорте 2 млрд 698,6 млн кВт-ч, а в 2020 году экспортировала 4754,1 млн кВт-ч электроэнергии, импортировав при этом 2284,9 млн кВт-час, в том числе и из Беларуси.

Как видим, экспорт превышает импорт и как таковые поставки в Украину электроэнергии нужны не только для перепродажи, но и создания баланса в энергосистеме. А потому, когда поднимается вопрос о том, что Украина импортирует электроэнергию из Беларуси и мы якобы зависим от поставок электроэнергии из РБ, то манипулятивная составляющая в нём более чем очевидна.

Примерно по такому же принципу Беларусь экспортирует каменный уголь в Украину, не будучи при этом развитой угледобывающей страной, а занимаясь перекупкой этого ресурса у России.

Таким образом, без поставок электроэнергии в Украину бюджет Беларуси не досчитается сотен миллионов долларов, а вот Украину будут ожидать лишь временные трудности, в вопросе балансировки энергосистемы и не более того.

Возвращаясь к топливному вопросу, стоит напомнить, что именно Украина является стратегическим партнёром Беларуси на нефтяном плацдарме. Причём выгода проявляется как в вопросах очевидной разницы между ценой и себестоимостью продукции, так и практически идеальной логистики для сбыта нефтепродуктов.

И вот, представим себе ситуацию, когда Беларусь закроет экспортный потенциал для своих нефтеперерабатывающих предприятий объёмом от 2,5 до 3 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. Назвать это  чем-либо кроме как досадным самоубийством и на ум не приходит.

Когда же в 2020 году разразилась нефтяная война между Беларусью и Россией, Украина была одной из первых, кто готов был поддержать РБ в этом конфликте. В том же году АО «Укртранснафта» заключило контракт с филиалом ЗАО «Белорусской нефтяная компания», компанией BNK Ltd согласно которому из порта «Южный» осуществлялась бы по территории нашей страны транспортировка нефти, по трубопроводу Одесса-Броды.

Важную роль в этом проекте могла сыграть азербайджанская нефть, поставки которой осуществлялись бы компанией Socar и могли бы превышать 1 млн тонн в год.

Если же в Минске примут столь недальновидное решение, то Украина не останется без поставщиков нефти и нефтепродуктов, а вот Беларусь лишиться колоссальных поступлений в бюджет страны.

То есть, даже без достаточно глубокого анализа видно, что экономика Беларуси получает серьёзную выгоду от торговли с Украиной, в то время как прекращение такой торговли для Украины, имеющей свободный доступ на европейские рынки и не только, критической не станет. По факту, если в Минске примут решение дальнейшие отношения с Украиной выстраивать на уровне конфронтации, то это будет кризис для экономики РБ, в то время как для Украины - лишь временные трудности.


Читайте так же в Telegram

Tags: Беларусь, Украина, политика, санкции, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zloy_odessit september 30, 19:05 18
Buy for 50 tokens
Это первое видео из цикла, посвященного моей поездке в Азербайджан. Каждый день я посещал то или иное место, и сразу же, пока были живы первые впечатления и эмоции, записывал их. Потому, что самое сильное впечатление то, которое ты буквально только что пережил. Лишь после возвращения в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Recent Posts from This Journal